Размышления на на тему духовно-нравственного воспитания |
09.04.2013 00:00 | |||
У большинства взрослых и детей слово «воспитание» не вызывает ничего, кроме тоски и скуки. Как говорят некоторые родители своим детям: «Ну, иди сюда, сейчас я тебя буду воспитывать!» То есть, вот была жизнь, полная интересных встреч и событий, ошибок и побед, а вот сейчас будет ВОСПИТАНИЕ. Далее следует набор воспитательных средств, который варьируется у разных родителей в зависимости от их житейского опыта и степени любви и уважения к ребенку: беседа, порицание, угрозы, наказание, телесные наказания и т.д. Потом с чувством выполненного долга удовлетворенный родитель идет по своим делам, а ребенок, ставший ВОСПИТАННЫМ, - по своим. Такая схема часто действует не только в семье, но и в школе, только в роли «воспитателя» – педагог, а происходит «сейчас я тебя буду воспитывать» - на классном часе.
Чтобы разобраться в теме духовно-нравственного воспитания, попробуем взять ее основные понятия:ДУША, НРАВСТВЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ. Душа, если уйти от религиозного аспекта, - нечто, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека, или внутренний мир человека, его самосознание. Понятие «нравственность» перекликается с понятием «мораль», - поведение людей по отношению друг к другу и обществу. Воспитание - формирование личности для участия в общественной и культурной жизни, тесно связано с самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией. Выходит, дать духовно-нравственное воспитание ребенку – это значит подготовить его к успешной и счастливой жизни в современном обществе. Вот так вроде бы просто звучит задача классного руководителя в нашей школе, но как же непросто ее решить!
По моему глубокому убеждению, научить быть счастливыми и успешными своих учеников может лишь счастливый и успешный учитель, который работает не потому, что больше ничего не умеет, и не потому, что привык выполнять чьи-то указания, ведь так проще, и не потому, что упивается властью над целым классным коллективом. Этот человек, назовем его идеальный учитель, знает, что ему надо от жизни, и зачем ему это надо, ставит цели, их достигает, радуется, или огорчается, делает выводы, не боится ошибок, такой учитель дает возможность ученику самому пробовать, ошибаться, делать выводы, быть хозяином своей жизни. У такого учителя воспитание происходит повседневно, без галочки, при каждом взаимодействии с детьми, оно, как в идеальной семье, «впитывается с молоком матери». Это человек творческий, он дает возможность раскрыться в творчестве и внутреннему миру своих подопечных, ведь именно в творчестве проявляется саморазвитие, самореализация. Если воспитание, как говорится в энциклопедиях, неразрывно связано с обучением, я бы сказала про идеального учителя, что оно неразрывно связано с общением. Еще, чтобы воспитание ребенка превратилось в самовоспитание, учитель должен сам стремиться к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Итак, не «воспитываем», а любим, не ограждаем от ошибок, а вместе их анализируем, не убеждаем, а даем возможность убедиться самим, не указываем, а даем право выбора, строим с учеником не монолог, а диалог, и верно приближаемся к идеалу!..
|
Адрес - 660012, г. Красноярск
ул. Судостроительная, 50
Телефон: (391) 269-26-12
E-Mail: school.137@yandex.ru
Сайт: http://школа137.рф