Современное образование |
28.02.2013 00:00 | |
Вам не кажется, что в современном образовании ученики находятся впереди своих учителей? Это новое поколение, их ритм жизни, поток информации, человеческие отношения быстрее того ритма, к которому привыкли мы, их учителя. За то время, которое нас с ними разделяет, произошло настолько много значимых для человека открытий, что мы как будто - из разных эпох. Мы – «старые», система – старая, здания – старые, учебники в библиотеке – старые, а дети – новые! И жизнь вокруг – новая! «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», - сказал Сенека. Когда это было? Начало нашей эры. И за прошедшие две тысячи лет учителя так и не смогли догнать своих учеников.
Как может грустный, скучный, неудовлетворенный зарплатой, учениками, начальством, режимом (читай «жизнью») человек заразить ребенка любовью к наукам, к исследованию, эксперименту? Он сам не может решиться на выбор своей позиции в жизни, сам боится ошибиться и предпочитает лениво роптать на обстоятельства. Вы знаете много учителей, которые умеют еще что-то, кроме того, как учить других? Много учителей, которые увлечены рисованием, дизайном, фотографией, спортом или еще чем-то за пределами школы? Любой учитель, если вы спросите его об этом, приведет веские причины НЕ интересоваться посторонними вещами: отсутствие времени, бумажная работа, проверка тетрадей и т.д. и т.п. Мне кажется, учителям надо в обязательном порядке выдавать билеты в кино, на современные выставки, музейные ночи, перфомансы, устраивать просмотры, показы. Поощрять личные увлечения, хобби, и за это ввести стимулирующие надбавки. «Те, кто нас учит, забивают нам головы старыми идеями, старыми взглядами, старыми условностями и традициями. Словно сыплют на слабенькие бледные ростки слой за слоем сухой, бесплодной земли. Где же им, росткам, пробиться сквозь эту толщу и стать свежими и сочными зелеными побегами» - слова Джона Фаулза, окончившего привилегированную частную школу в Великобритании и Оксфордский университет из начала ХХ века как будто актуальны и сейчас. Да, не следует упускать из виду такую ступень, как дошкольное образование. Кто образовывает наших детей в детском саду? Наше государство воспользовалось демографической ситуацией очень успешно: мамы 2-3-летних детей безропотно и даже с радостью пополняют ряды воспитателей и младших воспитателей в детских садах только за то, что их ребенок теперь пристроен в ДОУ. Им можно даже зарплату не платить, что в реальности и происходит сейчас в дошкольном образовании. Люди работают не по призванию, не по желанию, не за деньги. А мы отдаем им своих детей. Интуитивно доверяю женщине, у которой есть свой ребенок, но специалистов теряем. К счастью, все застои в образовании призваны решить стандарты нового поколения, и какое-никакое движение в школе происходит уже сейчас. Современная техническая база (которая, справедливости ради сказать, все-таки отстает от прогресса), новые требования к учителю и ученику, деятельностный подход к уроку, развитие внеурочной деятельности ребенка – все это прибавило скорости образованию, которое теперь поспешает за ребенком и вот-вот догонит его… Но учителя-то «старые»! Они, как груженый вагон, тащатся в конце состава и заносит их на поворотах и болтает из стороны в сторону, а они крепко держатся. Да простят меня уважаемые учителя за подобный каламбур, но, боюсь, мало кто из них внятно ответит вам на вопрос: что изменилось в них самих с введением ФГОС. Чем их сегодняшние принципы отличаются от «основополагающих: вбивание знаний (обучение) и выбивание дури (воспитание)»1? Чего же хочет от нас ребенок, с замиранием сердца готовящийся к выходу в большую жизнь? Знаний, поддержки или свободы? А может быть, инструкций на все случаи жизни? Или тропинки, едва заметной в меняющихся реалиях? Друга или соперника? Товарища или поводыря? Может быть, ребенку нужен какой-то инструмент для того, чтобы безболезненно идти по жизни, падать, ошибаться, вставать, снова ошибаться и находить истину? Мне кажется, современное образование сейчас на том этапе, когда во всех кузницах идет работа: пылают горны, стучит молот, льется металл, куется этот самый универсальный инструмент, и каким он будет, зависит от каждого из нас – взрослых. 1. И.Акимов, В.Клименко «О мальчике, который умел летать»
|
Адрес - 660012, г. Красноярск
ул. Судостроительная, 50
Телефон: (391) 269-26-12
E-Mail: school.137@yandex.ru
Сайт: http://школа137.рф