Пушкинский урок. Статья для Учительской газеты. |
06.03.2023 18:17 |
Вот умеют же люди давать названия своим урокам! Всегда восхищалась такой способностью учителей года. «Пушкин? Просто огонь!» - химия, «Пушкин.RU» - изобразительное искусство, «Чьих будете, Александр Сергеевич?» - география, «Гармония, управляющая Вселенной» - физика, «О чем не ведал вещий Олег?» - литература, «Экономика пушкинской строки» - экономика, «Культура 2» - обществознание, «Девять» - вообще интегрированный урок.
Пушкин и химия? - спросите вы. Пушкин и физика? - пожмете плечами. Пушкин и география? - поднимете брови. И непременно захотите попасть на Пушкинский урок, который организует учитель года г.Санкт-Петербурга Сергей Алексеевич Софенко в начале февраля, ежегодно в годовщину гибели великого поэта. Но, как оказалось, Пушкин не погиб! Он живет здесь, в каждом названии урока, в каждом звонке и в самом воздухе лицея 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. И даже заговорщецки подмигивает, когда я хватаю его бюст из учительской и приношу на свой урок в 9 класс. Идея Пушкинского урока проста и гениальна одновременно: учителя разных предметов проводят открытые уроки, связанные с творчеством А.С.Пушкина, счастливые ученики лицея 533 учатся, гости пытаются связать, помните? Пушкина и химию, Пушкина и физику, Пушкина и географию. Я попыталась связать Пушкина и изобразительное искусство. Хотя тут и связывать особенно не пришлось, все крепко-накрепко связано двести лет назад и даже документально подтверждено дневниками и рукописями поэта-художника. Почему Пушкин чаще всего рисовал на полях своих рукописей лица себя, своих друзей и недругов в профиль? А потому, что именно профиль передает острохарактерные черты человека и делает его узнаваемым. Вот и мы с девятиклассниками решили использовать технику силуэта в профиль при изображении героев пушкинских стихов. Я как учитель начальных классов, обожаю сказки Пушкина, поэтому остановилась на Сказке о рыбаке и рыбке. Кажущаяся простота и очевидность исхода ее обманчива, в этом я убедилась, пока готовилась к уроку. Например, выяснила, что в рукописях у Пушкина был описан еще один каприз старухи - она захотела быть Римскою папой, и стала-таки ею благодаря золотой рыбке и безропотному старику. Только после этого ненасытная старуха пожелала быть владычицей морскою, ну а дальше вы сами знаете… Воротился старик к старухе…., Кроме того, я открыла для себя историю появления Сказки о рыбаке и рыбке на свет. Оказывается, прообразом для сказки Пушкина могла послужить сказка Братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанная на 20 лет раньше. Героиня - такая же капризная женщина, начавшая переустройство быта с нового корыта, а закончившая желанием стать Богом. Герой - безвольный муж, эксплуатирующий благодарную рыбку. Рыбка - камбала! Ну, вот и самое главное отличие, подумала я, и сразу поверила в оригинальность сказки нашего Александра Сергеевича. А какие интересные открытия сделала я на уроках своих коллег! Например, урок совпадений под названием «Девять» вскрыл мистические совпадения в текстах «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, в каждом по три - всего девять! Девятиклассники (!) получили девять (!) подсказок, ведь урок вели трое учителей сразу: Овчинникова О.В., Патрикова Т.С., Шалимова С.В. учителя года Тульской области, между прочим, учителя физкультуры, информатики и литературы. Неожиданно математика связала меня с Пушкиным на уроке Юлии Капалкиной, учителем года из Карачаево-Черкесской Республики. И не просто математика, а статистические исследования чередования гласных и согласных букв в «Евгении Онегине». Это как надо Пушкина любить? Или математику? Чтобы пересчитать все буквы в двух главах романа? Это сейчас большие данные собирают всю информацию автоматически и правят за нас тексты сообщений, пусть иногда нелепо и смешно, а тогда все это делалось вручную и с чувством глубокой любви к русскому языку, вероятность появления каждой буквы которого можно просчитать! Если вы приглашены на конференцию, которую проведет камер-юнкер Пушкин, отказаться невозможно. Вот и ученики Оксаны Родионовой, журналиста издания «Мой Профсоюз», засыпали камер-юнкера вопросами, связанными со скандальным «Посланием к вельможе». Пришлось отвечать. Мастера бинарного урока супруги Буханистовы, Александр Александрович и Людмила Владимировна, биолог и химик, учителя года Новосибирской области, открыли тайну Медного всадника (а вы не знали, что он не из меди?) и восхитили в очередной раз своим единодушием и связью с аудиторией любого возраста. И все-таки привлекает прежде всего название урока. Может быть, поэтому на уроке у В.Н.Головнера, учителя года Москвы, под названием «Пушкин? Просто огонь!», некуда было яблоку упасть. Хотя, что это я про яблоко, это для другого персонажа реквизит. У Владимира Нодаровича был огонь, самый настоящий, вызываемый горючим эфиром флогистоном, по теории Георга Шталя, или кислородным горением по теории Антуана Лавуазье. Огонь менял свой цвет, разгорался, затухал, как и положено на уроке химии, и дарил нам метафоры пушкинских строк, как и положено на Пушкинском уроке. И он мне грудь рассек мечом, Еще больше читать о Пушкинском уроке ЗДЕСЬ.
|
Адрес - 660012, г. Красноярск
ул. Судостроительная, 50
Телефон: (391) 269-26-12
E-Mail: school.137@yandex.ru
Сайт: http://школа137.рф