В свете конференции "Современная дидактика" все образование хочется увидеть по-новому. Хочется найти ее, новую дидактику. И не где-нибудь, а в стандартах чемпионата WorldSkills. Несколько представителей среднего профессионального образования утверждали, что формы, методы, способы подготовки учителя - поменялись. Результаты новые - есть. Не может не быть и новой дидактики. Теперь она предельно практико-орентированная. И направлена в большей степени на формирование так называемых soft-skills, "гибких навыков", позволяющих быть успешным в любой профессиональной области.
Побывав в роли эксперта WorldSkills, скажу, что практика, деятельностный подход, как сказали бы школьные учителя - действительно козырная карта данной системы. А плотное сотрудничество "тренера-методиста-преподавателя" и студента я бы назвала новым наставничеством. Работа на конкретный результат, рейтинговая оценка по разработанным критериям, погружение - чемпионат превращает в профессионала вчерашнего разгильдяя, сбегавшего с лекций. Говорят, эффектом WorldSkills стала самостоятельность студентов. Однако насколько массовизация WorldSkills поможет ковать профессионалов, покажет время.
Помню, на испытании "Круглый стол образовательных политиков" мои коллеги, победители конкурса "Учитель года России", обсуждали преимущества профессионального стандарта педагога, говорили о том, как измерить квалификацию учителя, и Петр Положевец, его ведущий, спросил, обращаясь к залу: "А как измерить блеск в глазах детей, вдохновение и радость открытий?" Вот тот, кто ответит на этот вопрос, и есть чемпион.
В заключение хочу привести слова замечательной девушки, победительницы WorldSkills, Варвары Ратниковой, которая почему-то не работает в школе: "Лично мне WorldSkills помог больше даже не в профессиональном плане, хотя, и это несомненно тоже - за период, пока я к нему готовилась, я получила, пожалуй, больше знаний, чем за всё обучение. Но главным образом это мероприятие помогло мне в преодолении себя, своих внутренних страхов и барьеров. Он помог мне выйти из своей зоны комфорта и проявить себя в другой, стрессовой для меня ситуации. Если бы меня спросили, хочу ли я снова поучаствовать в подобного рода мероприятии, я бы не смогла сразу однозначно ответить. Но если бы у меня спросили о том, не жалею ли я произошедшем, я бы с уверенностью сказала, что нет".
|
|
Модератор площадки Т.В.Иванова |
Коллеги из Педагогического колледжа №1 |
|