Изменения в природе происходят год от года. Непогода нынче в моде непогода, непогода. Словно из водопровода льет на нас с небес вода, Полгода - плохая погода, полгода - совсем никуда! Никуда-никуда нельзя укрыться нам, Но откладывать жизнь никак нельзя! Никуда-никуда, но знай, что где-то там Кто-то ищет тебя среди дождя.
Мы едем в поезде домой в Красноярск. Милана, Даша и Катя делят шляпу, которую
носил Паша Галанин, звезда экспедиции. Решили так: в поезде каждая сидит в шляпе по часу, а потом целый год самая везучая ее бережет, чтобы привезти в следующую экспедицию. Уже сейчас они планируют следующую поездку, им даже неважно, где пройдет экспедиция в 2016 году. Что же там происходит? Почему дети и взрослые пренебрегают отпуском, семьей, жаркими днями ради очередной двухнедельной встречи друзей и соратников, возглавляемой учителем химии из Москвы Владимиром Нодаровичем Головнером?
Чтобы это понять, надо побывать в экспедиции самому.
Урал. В этом году экспедиция прошла в Пермском крае, в лагере под Горнозаводском. Ирина Александровна Баскевич, Учитель года Пермского края, и ее команда постарались показать нам все красоты и богатства Урала. В перерывах между мастерскими учителя с детьми ездили на поиски золота, горного хрусталя, кремния, уваровита. Со своей добычей я могу теперь создать музей Урала в классе. А реки Урала очень напомнили мне наши красноярские реки Ману и Базаиху – протекая между гор, покрытых хвойными лесами, манят красотой скальных образований сплавщиков на всевозможных плавсредствах: плотах, катамаранах, лодках. Наши учителя под предводительством батарейки экспедиции, Андрея Ивановича Семке, учителя года Кубани, тоже освоили такой экстремальный отдых, не говоря уже о сборе огромных белых грибов и подосиновиков.
Все подоконники в корпусах были заняты сушеными грибами и дух стоял такой, как от Доширака с грибным вкусом.
Доширак. Дети всех регионов поклоняются этому виду еды и слагают о нем стихи и песни. И даже костюм на Эко-конкурс «GarbageFashion» слепили из брикетов пресловутой лапши. Почему-то рыбные котлеты из лагерной столовой такой популярностью не пользуются.
Конкурсы. Каждый вечер в экспедиции не проходит даром. Каждый вечер в актовом зале нас ждет конкурс, концерт, конференция или еще что-нибудь фееричное. И все это мы успевает приготовить в течение дня. Вспомните, сколько времени мы готовимся к научным конференциям дома в тепличных условиях? А здесь царит такая творческая атмосфера, что идеи носятся в воздухе – только поймай, как воздушный шарик, полный воды, в игре «Капитошка». Эту игру организовал повелитель морских узлов Дмитрий Михайлович Филатов, учитель года Амурской области, как и другие игры из разных регионов – разные учителя. Спартакиада народов экспедиции объединяет разные делегации ничуть не хуже, чем лапша быстрого приготовления. Игра «Хвостики» от Краснодарского края проста и безыскусна – оторви веревочный хвостик у противника и ты победил, но азартная 12 группа (самая младшая в экспедиции) рвет «хвостики» у старших с таким треском, что те согласны на ничью. «Камушки» от Светланы Малькевич из Азова Ростовской области не должны упасть на землю от столкновения с противником. А «Комибол» - подобие ручного мяча – так увлекает команду учителей, что жарко на поле, несмотря на моросящий дождь.
игра "Капитошка"
|
игра "Капитошка"
|
игра "Камушки"
|
игра "Комибол"
|
игра "Хвостики"
|
игра "Камушки"
|
Дождь. Все дни шел дождь. Постепенно экспедиторы к нему привыкли и стали находить свои прелести: умываться можно прямо под дождем, оказывается. Ведь настоящие экспедиторы живут в палатках и пренебрегают благами цивилизации в виде душа, теплого умывальника и проч.
Экспедиторы. Я обожаю экспедиторов. Ведь главная цель экспедиции: обучение школьников методике и практике естественнонаучных исследований в полевых условиях. Когда к тебе на мастерскую приходят дети с горящими глазами и вместо сна, купания и всеобщего летнего безделья исследуют, записывают, ищут какие-то методы, а потом подходят и говорят: «Спасибо за познавательную мастерскую!», понимаешь, что это дороже общепринятого летнего отдыха.
Спасибо вам, Никита, Настя, Рита, Оля, Саша Алексин, Артур, Герман, Олеся, Гена, Сережа и всем-всем-всем за эти встречи, за блеск в глазах, за веру и надежду. После проведения своей "Фотошколы. Истории шедевров", так называлась моя мастерская, мы с ребятами сделали фотопроект, в котором представили свои шедевры с экспедиторами в главной роли. И так легко и быстро все получилось, потому что ребята в экспедиции – просто чудесные.
Особое спасибо Евгению Захарову из Мурома, который был моим напарником, помогал вести мастерскую в качестве практикующего фотографа и создавал условия для студийной съемки.
Вот что получилось в результате фотопроекта "История шедевров". Здесь представлены только модели-учителя, хотя ученики позировали ничуть ни хуже.
Многие учителя вместе с детьми шли на мастерские друг к другу, потому что это - бесценный опыт настоящего поиска и погружения в науку в реальном времени.
Я успела побывать на мастерской у Владимира Нодаровича Головнера, где ребята исследовали свойства местных минералов всевозможными способами – от растворения в соляной кислоте до горения на спиртовке. Для меня было удивительно, что камень можно раскрошить в ступке. На мой вопрос, как часто бьются ступки, волонтер Сеня сказал: «Никогда!». И тут же Владимир Нодарович случайно расколол ступку со словами: «Будем считать, что я совершил показательное действие».
Владимир Нодарович – удивительный человек. Рядом с ним кажется, что все возможно. Рядом с ним все становятся хорошими и остаются такими целых две недели и даже приезжают домой хорошими. Его обожают дети. Моя ученица Даша спит в обнимку с бейджем Головнера, который она выпросила у него на прощание.
Шестилетняя Таня, внучка Светланы Владимировны Кобляковой, учителя года ХМАО, сказала: «Когда вырасту, поменяю свою фамилию на Головнер!»
Владимир Нодарович ведет занятие
|
С собой привезены несколько ящиков с полевой лабораторией
|
|
Изучаются свойства местных уральских минералов
|
Даше достался бейдж В.Н.Головнера на память
|
Таня и Арина, самые младшие участники экспедиции
|
Еще я была на мастерской у утонченной Валерии Владимировны Балтачевой, учителя года Удмуртии, которая проходила в близлежащем поселении Кусье Александровский. Просто сели на автобус, заплатили 14 рублей и приехали в деревню. А там –церковь, знаменитый сумасшедший дом, музей поселка, навесной мост, местный водопад и активное движение на улицах: козы, коровы, кони, кошки , в общем, все на ко-. Ребята составили опросник и приставали к местным жителям с целью узнать историю поселения. Оказывается, люди совсем не знают историю своих родных мест! Зато настойчивые экспедиторы теперь знают все об этом селении неизвестного рода Кусье.
Мастерская психологов Соколовой Марии Александровны и Мясниковой Натальи Александровны из Мурома помогла разобраться со своим стрессом. Откуда он берется, что происходит в организме и как его безболезненно пережить? Между прочим, одна из самых веселых и популярных среди экспедиторов мастерских.
У Максима Викторовича Иванова, учителя года Республики Карелия, я даже всплакнула на мастерской. Он проводил ее в актовом зале, потому что основа ее – кинопоказ. Вообще это фишка Максима – использование кинофрагментов в обучении. На примере сцены из фильма «Стиляги» он показал противостояние «я» и «мы», индивидуальности и толпы, а социальный ролик про инвалида с искаженным лицом, которого все прохожие на улице обнимают, пока он одет в костюм медведя и пока его лицо скрыто, заставил задуматься об отношениях внутри общества.
Было интересно посетить мастерскую волонтеров Маши Волковой и Васи Морозова. Вроде бы они- вчерашние экспедиторы и вроде бы уже не дети, а студенты. Игра «Снежный ком» (повтор имени, родного города и какой-то информации о себе, например, звука) напомнила мне вожатское прошлое, а открытые и закрытые вопросы были бы полезны не только экспедиторам, но и учителям.
Учителя. Для учителей Пермского края была прекрасная возможность посетить мастерские учителей-экспедиторов и еще то, чего не было раньше в экспедиции – мастер-классы и лекции, которые привезли с собой многие Учителя года из разных регионов. Я сама была на мастер-классе у Марины Ивановны Никоарэ, учителя года Вологодской области, и заразилась идеей использования сатирических карт на уроках истории. Такая карта – модель всех государственных отношений, которые так трудно запомнить ученикам и которые метко иллюстрированы авторами карт в разные века. Наберите в Инете «сатирические карты Европы», например, и поймете сами, насколько это удобно и интересно.
Мастер-класс Надежды Михайловны Растрепиной, учителя года Дона, открыл мне глаза на увлекательное царство симметрии, а Маляева Оксана Владимировна рассказала, как организовать внеурочные проекты с использованием краеведческой идеи Зимней школы – «Штучки». Они («штучки») могут быть московскими, вологодскими, красноярскими – зависит от места проведения.
Ирина Александровна Баскевич на своем мастер-классе поставила меня в тупик, и до сих пор меня не оставляет вопрос, как же сделать так, чтобы ученик с завязанными глазами попал мячом в ведро? Это, конечно, образ ученика, идущего по жизни, когда учитель ему не подскажет, куда бросать, когда условия меняются, и он должен решать жизненные задачи без чьей-либо помощи, но я играла учителя, а Галина Васильевна Семке, учитель года Дона, - ученика. И вот стоит она, Галина Васильевна с мячом, беспомощная, с завязанными глазами, а я лихорадочно соображаю, что же делать, чтобы мяч попал в ведро? Конечно же, один-единственный выход – развязать глаза ученику. Вот в этом, на мой взгляд, и есть основная миссия нового образования – сделать ученика зрячим, то есть свободным.
Еще многие прекрасные учителя работали рядом со мной в экспедиции: мои друзья Татьяна Усова (учитель года Саратовской области) и Овчинников Алексей (учитель года России 2011), активистка Светлана Малькевич из Азова, старожилы экспедиции Монакова Галина Геннадьевна (учитель года Белгородской области) и Маркина Ирина Владиславовна (учитель года Республики Адыгея), футбольный фанат Дмитрий Горшенёв из Калиниграда, легендарный Геннадий Савватьевич Петров из Удмуртии, Елизабет Бойдева из Болгарии, неугомонная Светлана Владимировна Коблякова (учитель года ХМАО) и многие другие. И как всегда, не хватило времени на общение, хотя старались не спать.
Время. Время пролетело стремительно. Целый год я готовилась к экспедиции, и вот – прощание у автобуса, слезы и объятия, и «нас разделяют расстоянья и мосты, звезды на небе и мечты, а так хотелось быть рядом … с тобой»
Но встреч не бывает без расставаний. До новой встречи, экспедиторы!
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи