Научная конференция для учеников начальной школы – это не слишком, по-вашему? По-нашему, по-второклассному, это реально. Неважно, что уже кем-то открыто, кому-то доказано и где-то работает. Мы проводим квазиисследование, то есть решаем уже решенную кем-то научно-практическую задачу. Кому это надо, спросите вы? Ценно здесь не только содержание открытого знания, но и приобретение исследовательского опыта для автора работы. Изучив материал по своему вопросу, будь то влияние биологических добавок на организм ребенка, или максимальный вес портфеля для первоклассника, или классификация настольных игр, или польза плесени для человека (да мало ли интересных жизненных тем для младшего школьника!), маленький эрудит экспериментирует с объектом своего исследования и делает выводы о его свойствах. Это ли не есть наука в чистом виде?
Мой ученик Георгий сравнил полезность двух йогуртов: купленного в магазине и сделанного самостоятельно с помощью специальной закваски. Оказывается, йогурт очень-очень полезен, но не покупной, а свежий самодельный. Он содержит бифидо- и лактобактерии, которые помогают пищеварению, укрепляют иммунитет и даже продляют жизнь! Гоша предложил жюри выбрать по вкусу из двух предложенных йогуртов один. Интересно, но жюри, не зная названия образцов, единогласно выбрали йогурт домашнего производства. Я решила больше никогда не покупать йогурт, а делать его самостоятельно.
Школа №23, организовавшая конференцию УМКА, предприняла все меры для справедливой оценки исследовательских работ: ни в одной секции не было членов жюри, судивших своих учеников, четко соблюдался регламент, были открыты критерии оценивания. И все-таки, как всегда в тех случаях, когда есть проигравшие, были учителя, не согласные с мнением жюри. Что ж, это издержки любых конкурсов: есть победители, есть проигравшие. Испытала это на себе. Я помню, как после конкурса Учитель года РФ 2013 замечательная Маргарита Никонорова из Рязани сказала: «Никогда не буду больше проводить среди детей конкурсов!» Настолько тяжело переносить поражение людям, которые ценят себя и уверены в своей работе. Ведь работы детей были действительно серьезные и полезные. Одно из пожеланий организаторам: дети 1-х и 5-х классов не должны соперничать между собой, слишком разные они, слишком большое преимущество у старших.
Пока жюри подсчитывало результаты, маленьких исследователей занимали студенты Педагогического колледжа творческими и экспериментальными мастерскими.
Спасибо организаторам за праздник интеллекта и любознательности!
|