Когда моя мама узнала, что я еду в Зимнюю школу в Вологду на каникулах учить детей, она спросила: "Они двоечники, что-ли? Их на каникулы оставили?" Как же объяснить моей маме, что заставляет учителей и учеников со всей России пренебречь всеобщими выходными и собраться вместе на несколько дней, чтобы учить и учиться? Вставать в семь утра и готовиться к уроку, участвовать в мастер-классах, ночами обсуждать проблемы образования. разгадывать краеведческие загадки, сидеть за последней партой и чувствовать себя счастливым?
Владимир Нодарович Головнер уже в десятый раз инициирует Зимнюю школу "Учитель года". Его команда, "Учительская газета", департамент образования Вологодской области и вологодский клуб "Учитель года" организовали нынешнюю встречу в городе Сокол под Вологдой в замечательном кадетском корпусе, собрав 96 учащихся и 33 педагога из 16 регионов России.
Представляю здесь статьи для «УГ», написанные по горячим следам Зимней школы, а также рисунки из дневника.
5 ЯНВАРЯ 2015 года
Зимняя школа открылась! Сегодня за полчаса до урока дисциплинированные ученики потянулись в учебные классы, когда учителя вроде меня бегали и искали магниты, картон, ножницы до самого звонка. Уф! Везти из Красноярска заготовки для дневников художника (бумагу, клей, тушь, кисти) очень хлопотно. Но иначе нельзя! Каждый ученик должен создать к концу урока готовый продукт: дневник для ежедневных зарисовок. Рисовать надо! И это совсем не страшно, утверждаю я и ставлю кляксу в каждую новоиспеченную книжку. С нее и начнем рисовать.
Андрей Геннадьевич Успенский завораживает слух французской, немецкой и польской речью, и даже Вселенский язык становится понятным для учеников Зимней школы в Вологде. Чтобы его понимать, надо только внимательно вслушиваться в звуки речи: цвык – снег под ногами, р л ез – вкус помады на губах, мтычш или чечелино – что лучше звучит?
Кирилл Геннадьевич Демушов читает стихи: «Дано мне тело, что мне делать с ним, таким единым и таким чужим…», и – бац! – женская половина класса уже влюблена и в Кирилла, и в Мандельштама, и в Брюсова, открывать которого становится настоящим наслаждением для всех, в том числе и для взрослых, нетерпеливо подпрыгивающих за задними партами.
Вологодские журавли, как называют себя учителя из клуба «Учитель года» в Вологде, поддерживают друг друга и активно работают на мастер-классе своего соратника, который весело и непринужденно доказывает непреложную истину: на уроке должно быть интересно! Владимир Нодарович Головнер так сказал про это: «Никто до сих пор не знает, как это сделать, не используя дешевых завлекательных приемов. И в этом таинство урока и сила личности учителя»
А потом – чудесная, сказочная Вологда, снег на куполах, морозные узоры на окнах автобуса – или это те легендарные кружева, что со вздохом разглядывают прекрасные учительницы в лавке музея Кружева? И что больше нравится детям – вечерняя дискотека или чтение электронной книги в автобусе, мне уже не совсем ясно. Ясно, что теперь я тоже люблю Зимнюю школу!
6 ЯНВАРЯ 2015 года
Сегодняшнее утро началось с того, что я перепутала кабинеты и нарушила дизайн образовательного пространства Сан Саныча Буханистова накануне его урока. А этот дизайн был очень важен для создания серьезного диалога о чуме XXвека: СПИДе. Как уберечь себя и своих близких, чего не надо бояться и что надо носить в кармане, «а вдруг контакт?» – на такие серьезные вопросы ребята нашли ответ на уроке биологии. Арсений из Москвы талантливо сыграл роль смертоносного вируса.
На моем уроке сегодня проявили себя мужчины: Вася Семке, Миша Неволин, Геннадий Савватьич и Андрюша Иваныч, проявивший себя в успешном вдевании нитки в иголку. Настя Сорокина смело выводит в блокноте линии гор, а кто-то даже не дал поставить кляксу – бережет чистоту дневника, что категорически не рекомендую как художник.
Время – что это? И кто его опережает? И что важнее: взглянуть на время с точки зрения искусства литературы или науки истории (тут мне стало даже обидно за историю), которые представляли соответственно Наталья Тихонова и Валерия Балтачева. У некоторых даже создалось впечатление, что они непримиримы. Особенно когда Валерия хотела заглянуть в прошлое, а Наталья Сергеевна – лицом вперед в будущее. Даже не знаю, так ли плохо смотреть в прошлое, особенно для историка. Наверное, без этого нельзя заниматься наукой. Тронуло, когда мальчик из Ставрополья нарисовал траекторию времени и человека, то пересекающиеся, то идущие параллельно, а Сережа из Азова представил время как светлое будущее в виде острова в океане.
Мастер-класс Владимира Головнера поразил простотой и глубиной одновременно. Я разрывалась: картинка освещенного Владимира Нодаровича у доски в темном ореоле толкала фотографировать, настойчивые вопросы «Какое?» и «Почему?» заставляли думать над содержанием, а особенное Учительгодовское мастерство – впитывать каждую секунду и запоминать, запоминать, перекладывать на специфику начальной школы и строить уже в голове этапы будущей работы над проектами по окружающему миру. Просто убил «Измеритель любви» - у девятиклассницы Саши в руках он молчал, а у Кирилла Геннадьевича – забурлил и грозил вообще разорваться в его горячих ладонях. Живопись Пикассо покорила мое сердце, найдя прямую связь с чуждой мне химией и дала понять, что все, что творится в моей голове в Зимней школе - сплошная химия.
Побегушки по Вологде тронули любовью к родному городу , вниманием к деталям, отзывчивостью местных, шестой раз рассказывающих, где находится Дрыгинский зуб или сколько артистов играет в театре кукол. И даже несмотря на мороз -28 было жарко от вологодского гостеприиимства. Ни одного местного с вОлОгодским акцентом мы не нашли, зато их много в Соколе, где мы живем. Вот что значит город, столица области.
Вечером гадали: Владимир Нодарович вытянул конфету с надписью Воронеж, гадальный валенок попал в Татьяну Скибо из Воронежа, значит, быть Зимней школе в Воронеже!
7 ЯНВАРЯ 2015 года
Рождественское утро началось через 3 часа после отбоя, по крайней мере для меня. Мой привычный 8-часовой сон укорачивается в два раза в Зимней школе и в Экспедиции. А пока я только мечтаю о том, как высплюсь вдоволь.
Татьяна Владимировна Усова разбудила меня своими ТРИЗовскими задачками вроде той, как съесть на ярмарке калач, держа его грязными руками. Оказывается, надо держать его за ручку и потом ее выкидывать. Отсюда пошло выражение «дойти до ручки» - когда человек ест ручку от калача. Или как найти деньги в квартире. Для этого надо их окропить валерианой и запускать на поиски кошку. Таким же нестандартным путем решаются исторические задачи, например, как Папе возложить корону на короля, не прикасаясь к ней.
Геннадий Савватьевич Петров очаровывает неженской физикой и катает по проволоке велосипедиста. Что общего у Пизанской башни, Медного всадника и параллелепипеда на столе в кабинете физики? Правильно, смещенный центр тяжести. И если использовать условия равновесия, можно сделать забавные штуки вроде качающегося петуха на краю стола.
Что такое энтропия и как правильно произносится это загадочное слово? (Кирилл Геннадьевич сказал, что знает это слово уже лет 15, не меньше) Я нарисовала ее на уроке Владимира Нодаровича так, как представляю нормальную химическую энтропию. Ну а великий маг Головнер показывал фокусы: расцветающие узоры из марганцовки, шипящий дихромат аммония, жег бертолетову соль. Ну и шутил, конечно.
Вечер прошел в полузабытьи автобусной качки. Мы ездили в Сугорье. Театрализованная экскурсия по гриднице, длинному дому викингов и тайному ходу. Хорошо, но далеко. Когда каждый час неизбежно уходящей Зимней школы становится дорог. Когда сну предпочитают тесный кружок интеллектуального Диксита. Когда смотришь-смотришь и не можешь насмотреться. Зимняя школа, не кончайся!
8 ЯНВАРЯ 2015 года
Последний день Зимней школы. Хроническое недосыпание и горечь предстоящего прощания. Сонные дети на первом уроке. Закрытие школы. Песни в автобусе. «Королевская» ночь.
В этот день я успела посмотреть урок Манаковой Галины Геннадьевны «Таиланд – страна улыбок». Узнала, как отличить настоящий жемчуг от поддельного, как тайцы используют улыбку, из чего сделана «слоновья» бумага. Впечатления от урока – ярко, весело, тепло! На шее – ожерелье из орхидей, на ногах – сланцы, стою в теплом море и балдею. Это вроде бы приснилось, а может быть, и нет, на уроке Галины Геннадьевны.
Замечательный способ узнать характер человека – это изучить его почерк. Татьяна Юрьевна Скибо и анонимный исследователь помогли узнать мне себя получше. Если ему (тому из одиннадцатиклассников, кому достался для изучения мой диктант) верить, я романтична и не приспособлена к жизни, весела и неугомонна. Вот приеду и проверю своего директора по подписи, может, она что-то скрывает: чуткую ранимую душу или робость и боязнь толпы.
Брейн-ринг показал, кто приходил учиться, а кто – спать на уроках. Хотя борьба была нешуточная. Каждый учитель задал по одному вопросу, группы отвечали в течение минуты. Пришлось задавать контрольный вопрос: «Как в царской армии боролись за сохранность сукна солдатских мундиров, рукавами которых солдаты вытирали рты?» Оказывается, очень просто: пришили пуговицы на рукава!
На закрытии Зимней школы каждый получил законное благодарственное письмо от департамента образования Вологодской области.
Вечером было много теплых слов на «взрослом часе». Действительно, эта Зимняя школа – настоящая ШКОЛА, где хочется учиться даже взрослым, где есть место удивлению на каждом уроке, есть чувство собственной значимости и желание действовать и искать несмотря на каникулярное время. Все благодарили вологодских представителей, особенно учителя года Вологодской области Марину Ивановну Никоарэ, которая позволила в комфортной обстановке свершиться чуду.
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи