company logo

Архив

Авторизация

Добро пожаловать на мой сайт!!!



Кто на сайте

Сейчас 4506 гостей онлайн

Банк Интернет-портфолио учителей 

Яндекс.Метрика
 
Зимняя Школа в Абхазии PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
28.03.2023 20:47

-5462898071085106740 121 2

Какие прекрасные имена у абхазских детей! Леон, Аслан, Ратмир, Ева-Мария, Адель… Как приятно называть этих детей по именам мне, учителю начальной школы, на уроке в

Зимней международной Школе «Учитель года» в Абхазии! Сюда мы попали благодаря межрегиональному клубу Учитель года и инициативе Министерства просвещения и языковой политики Республики Абхазия. Несколько школ города Сухума стали на время площадкой проведения Зимней школы «Учитель года». Наша секция начальных классов и географов расположилась в школе №3, старинном здании на улице Ф.Искандера. Подумать только, оно было построено в 1900 году! Здание сильно пострадало во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, но позднее было восстановлено и расширено.

Именно эту школу в 1947 году окончил с золотой медалью Фазиль Искандер. На стене школы висит табличка «Школа, где закаляли души смехом» - фраза из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Сидя в классе, на уроках своих коллег из России Е.Ю.Мякишевой и Н.В. Зюзиной, я представляла себя на уроке героев рассказа, в том самом пятом «Б», где ироничный учитель математики высмеивает своих учеников за отступления от школьных правил и закаляет «лукавые детские души». Юмор, особенно в отношении к собственной персоне, действительно, - один из негласных методов обучения в этой школе. Учителя-гости весело и от души смеются над яркими высказываниями детей на наших уроках, дети шумно радуются совместной работе в группах, администрация смеется над бытовыми неурядицами, и в час ежедневного отключения света (что осложнило бы работу любой школы, но только не в Абхазии) угощают нас горячим кофе, заваренным на портативной газовой горелке. За окном расторопная домохозяйка развешивает футболки на веревке, идущей почти от стены школы до ее окна, украшает город гирляндами цветного белья.

А в классе … происходит встреча двух культур - русской и абхазской. Как же интересна оказалась второклассникам города Сухума история русской женщины Софьи Андреевны Толстой, отдавшей все силы на служение таланту мужа, Льва Николаевича Толстого! О своих соотечественниках, великих и ярких личностях, рассказала ребятам учитель начальных классов, тулячка Надежда Владимировна Зюзина, например, о полярном исследователе Семене Челюскине, участнике Великой Северной Экспедиции Алексее Скуратове, первооткрывателях Василии и Татьяне Прончищевых. Ее курсом краеведения заинтересовались не только учителя, присутствующие на уроках, но и представители Министерства просвещения и языковой политики Республики Абхазия, понимающие важность своевременного воспитания любви к родному краю и его истории. Надежда Владимировна не только представила свое методическое пособие и учебные тетради курса по Тульской области, но и продемонстрировала запуск основ краеведения в начальной школе, чтобы бережно, с любовью, интересом, гордостью донести культурные ценности до младших школьников.

Елена Юрьевна Мякишева, учитель начальных классов из Иркутской области, знакомит ребят с рассказом Михаила Пришвина «Выскочка». Прием смыслового чтения предвосхищение раскрывается уже при знакомстве с иллюстрацией к рассказу, с его названием. При работе с текстом ребята составляют характеристику героев: Вьюшка умная, верная, внимательная, Выскочка эгоистичная, глупая. Итог: наказание для наглой сороки - справедливое, она осталась без хвоста, который ей выдрала собака Вьюшка. Однако на этом урок не заканчивается.  

- Давайте поможем Выскочке стать лучше, исправиться, - предлагает Елена Юрьевна. - Вернем ей хвост?

И … каждый ученик прикрепляет сороке перышко, на котором написано, что ей надо делать, чтобы стать лучше. Сорока Выскочка красуется на доске с огромным разноцветным хвостом с добрыми словами, пожеланиями - нравственными ценностями, которые выделили дети самостоятельно. Это ли не воспитание души?

Тема, которая досталась мне по календарному планированию в 3 классе, казалась бы простой, если не учитывать языковые особенности народов Кавказа - «Определение рода имен существительных». Казалось бы, знай, подставляй местоимения он, она, оно - и определяй род имени существительного. Однако некоторые слова вызвали затруднения не только ребят, но и присутствующих на уроке взрослых. Например, слово тюль. На уроках я часто использую такой прием, как поиск авторитетного источника. При определении рода у имени существительного тюль я предложила ребятам обратиться к гостям-учителям. Но неожиданно для меня «авторитетные» мнения разошлись, предложив два варианта - мужской род и женский род.

- Это же легкая, струящаяся ткань - значит, тюль - женского рода, - предложила один вариант абхазская учительница.

- Существительное тюль - мужского рода, - выручили русские учителя.

Сложилась идеальная ситуация для введения в спор словаря или энциклопедии, чем мы и воспользовались. В электронном справочнике сразу же нашли слово тюль, и все сошлись, наконец-то, на мужском роде. Конечно же, я поблагодарила абхазских учителей, представив этот эпизод как «провокацию», потому что авторитет учителя в школах Сухума безусловен и непререкаем. Это стало для нас, русских учителей, открытием и нюансом, который пришлось учитывать при построении урока. Хотя в своей практике я люблю участвовать в поиске ответа на сложный вопрос наравне со своими учениками и делать открытия вместе с ними.

Старшеклассники школы тоже искали ответы на вопросы на уроках географии: Что такое блазон? Почему на гербе Иркутской области вместо бобра бАбр? Как совершить путешествие за пять полюсов? Помогала им в этом учитель географии из Нижегородской области Маляева Оксана Владимировна.

География немыслима без открытий! Дмитрий Сергеевич Горшенев, преподаватель кафедры философии МГИМО, организовал для семиклассников путешествие в Латинскую Америку времен первых колонистов, построил вместе с детьми маршруты первооткрывателей и придумал названия странам вместе с А.Веслуччи и С.Боливаром.

Светлана Владимировна Коблякова, учитель географии из Москвы, выбрала для открытий более холодную территорию - Антарктиду. А, значит, и более опасную, ведь команда Роберта Скотта погибла в полном составе в этой экспедиции в 1912 году. Почему же команда Руаля Амундсена оказалась более успешной и совершила экспедицию к Южному полюсу без потерь? Как ставить цели и достигать их? Есть над чем задуматься, особенно теплолюбивым абхазцам.

Удивительное географическо-семантическое исследование провел Иван Сергеевич Колечкин. Вы задумывались, где находится Остров невезения? Да, да, тот самый остров из известной песни, на котором живут несчастные люди-дикари. А ведь все географические подсказки есть в тексте песни. Кокосы не растут, крокодилы не ловятся, календаря нет на острове, остров покрыт зеленью, находится в океане. И нашли-таки этот остров - Семисопочный в Беринговом море, по всем параметрам подходящий под описание.

Оказывается, география связана со всеми школьными предметами. В этом учеников убедила Елена Павловна Давыдова, учитель географии из Санкт-Петербурга. Многие известные личности, даже политики, демонстрируют низкий уровень образования, не ориентируются по карте и путают стороны света. Получается, кто владеет географией, владеет … миром! Ребята с удивлением узнали, что их родная Абхазия - страна с самой короткой рекой, самым большим количеством долгожителей и самым маленьким городом с метро. Если что, это Новый Афон.

Конечно, много нового и мы открыли в укладе абхазской школы этой зимой. Нас удивило приветствие вставанием входящего не только учениками, но и учителями, например, в учительской все учителя вставали, когда мы входили, покорило беззаветное гостеприимство в отношении любого гостя, обескуражили очень сдержанные отношения между мальчиками и девочками, даже когда надо просто взяться за руки и показать готовность работы в паре. Директор школы №3 Майя Алексеевна Пагава, очень сдержанный и интеллигентный человек, невидимой для нас силой управляет огромным количеством учеников (обучаются в 4 смены!) и поддерживает авторитет школы в Сухуме, сюда стремятся попасть многие. Как сказала учительница класса, где я вела урок, это абхазские семьи, которые очень хотят хорошо знать русский язык. И действительно, ученики всех классов показали высокий уровень усвоения учебного материала, хорошую базу знаний и внутреннюю мотивацию. Работать с такими детьми было сплошное удовольствие!

Впрочем, как и со взрослыми, учителями, участвующими в работе Зимней школы в течение четырех дней. Самая благодарная и отзывчивая аудитория встречала нас каждое утро. Полная включенность каждого позволила продуктивно провести мастер-классы и семинары. Мои слушатели с удовольствием сравнивали площади фигур в группах, играли в командные игры и проводили опыты из подручных средств, например, переворачивали стакан с водой, накрытый бумагой или общались через веревочный телефон. Игра «Минное поле» показала, что стратегия игры в команде - первое, о чем надо договариваться. Попробуйте провести свою команду по «минному» полю от старта до финиша безопасным путем, не используя жесты. Или сыграть в игру «Однорукие», сложив из геометрических фигур ёлочку, выкладывая их одной рукой под счет. Ведь кто-то из команды обязательно потянется к той же фигуре, что и вы. И если вы - команда, то без слов сможете перестроиться и взять другую фигуру. (Такую методику предлагает Г.А.Цукерман во «Введении в школьную жизнь»). Несмотря на то, что предназначен курс для первоклассников, наши учителя играли с не меньшим интересом и учились договариваться.

Расставались мы с учителями абхазских школ почти родными людьми, обмениваясь контактами и собранными в саду лимонами. Очень хочется верить, что закаленные Зимней школой, абхазские учителя преодолеют все трудности, ожидающие их в профессии, и будут дальше работать с удовольствием. А мы с удовольствием приедем еще раз в Международную школу «Учитель года». АбзИараз, что значит «до свидания»!

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


МАОУ СШ №137

1 2Адрес - 660012, г. Красноярск
ул. Судостроительная, 50

Телефон: (391) 269-26-12 
E-Mail: school.137@yandex.ru
Сайт: http://школа137.рф

 

Работает на Joomla!. Valid XHTML and CSS.