02.09.2013 18:04 |
Это эссе было написано на отборочном туре краевого конкурса "Учитель года красноярского края - 2013". Объявили тему и дали ровно два часа... «Школа – это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы.» (Роберт Грин Ингерсолл).
Несмотря на вздох, пронесшийся по залу во время объявления темы, я была рада. Провокация, содержащаяся в высказывании Ингерсолла, на самом деле является затаенной мечтой учителей. Вот было бы здорово, если бы все ученики были одинаковы, думает учитель. Не надо придумывать, чем бы занять сообразительного, быстро выполнившего задание ребенка, как ускорить работу медлительного, как увлечь невнимательного, а тихого… с тихим никаких проблем! Одинаковые задания, одинаковая скорость, одинаковые результаты. Красота! Не к этому ли подталкивают нас сегодня одинаковые (единые) требования в 4, 9, 11 классах?
|
09.04.2013 00:00 |
У большинства взрослых и детей слово «воспитание» не вызывает ничего, кроме тоски и скуки. Как говорят некоторые родители своим детям: «Ну, иди сюда, сейчас я тебя буду воспитывать!» То есть, вот была жизнь, полная интересных встреч и событий, ошибок и побед, а вот сейчас будет ВОСПИТАНИЕ. Далее следует набор воспитательных средств, который варьируется у разных родителей в зависимости от их житейского опыта и степени любви и уважения к ребенку: беседа, порицание, угрозы, наказание, телесные наказания и т.д. Потом с чувством выполненного долга удовлетворенный родитель идет по своим делам, а ребенок, ставший ВОСПИТАННЫМ, - по своим. Такая схема часто действует не только в семье, но и в школе, только в роли «воспитателя» – педагог, а происходит «сейчас я тебя буду воспитывать» - на классном часе.
|
28.02.2013 00:00 |
Вам не кажется, что в современном образовании ученики находятся впереди своих учителей? Это новое поколение, их ритм жизни, поток информации, человеческие отношения быстрее того ритма, к которому привыкли мы, их учителя. За то время, которое нас с ними разделяет, произошло настолько много значимых для человека открытий, что мы как будто - из разных эпох. Мы – «старые», система – старая, здания – старые, учебники в библиотеке – старые, а дети – новые! И жизнь вокруг – новая! «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», - сказал Сенека. Когда это было? Начало нашей эры. И за прошедшие две тысячи лет учителя так и не смогли догнать своих учеников.
|
06.02.2013 00:00 |
Не стану скрывать, что люблю работать с сильными учениками. Да и какой учитель этого не любит! Можно долго и взахлеб рассказывать, как удалось решить профессорскую задачу Милане, какие термины использует спорщица Катя, как философствует Кирилл, как Ира организует команду, а Даша строит модели. Просто поразительны скорость их мысли и буйство фантазии!
Но я хочу написать о другом ученике. Он не щелкает задачки как орех, пишет с ошибками, забывает названия частей речи и путает синонимы с антонимами. Несмотря на это, Максим каждый день на каждом уроке готов решать каждую учебную задачу. На задание любой сложности Максим реагирует вытянутой рукой и умоляющими глазами, а иногда вырывающимся: «Можно я? Можно я?» Неважно, какой предмет, Максим чешет в затылке и пишет, решает, делает ошибки, исправляет, снова ошибается и снова чешет в затылке. Я очень люблю вызывать Максима к доске, потому что остальные должны быть крайне внимательны, чтобы вовремя увидеть ошибку, а он их делает немало. Благодаря Максиму мы повторяем пройденное и выходим на новый материал.
Что меня в нем поражает, спросите вы? Поражает не постоянство, с которым одиннадцать пишется с одной н или частное находится вычитанием, а та жизнерадостность и отвага, которые присущи этому любознательному мальчику. Как часто мы, взрослые, боимся ошибиться и как часто не совершаем чего-то великого из-за этой боязни. И как легко дети ошибаются, спотыкаются, встают и снова бегут по пути к знанию. Только эта способность детей рождает гениев и продвигает все человечество вперед к будущим цивилизациям.
И как меня вдохновляет поднятая рука Максима на каждом уроке! |
|
|