Экспедиция 2025 Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
13.10.2025 00:52

DSC 1122

 

Я -фотограф. Я верю, что могу управлять временем. Я могу остановить особенный момент одним щелчком фотокамеры, и блеск в глазах моей модели останется навсегда. Я могу сделать грустного человека улыбающимся, а балагура – задумчивым. Я решила, что оставлю всех экспедиторов

счастливыми, такими же, какими они были в нашей 23-й экспедиции школьников России. Хотя в этом году Экспедиция стала международной благодаря приглашению Инала Соломоновича Габлии в гостеприимную Абхазию.

Проекты Летняя школа «Экспедиция школьников России» и Зимняя школа «Учитель года» под руководством Владимира Нодаровича Головнера, учителя химии школы 1259, живут уже более 20 лет! Учителя года со всей страны привозят своих учеников каждый раз в новый регион и обучают их в полевых условиях исследовательским навыкам естественно-научной направленности. Химия, биология, география, физика изучаются не по учебникам, а в непосредственном взаимодействии с объектами живой и неживой природы: на практике. Географы везут с собой компасы для ориентирования и лопатки для срезов слоев земли, химики - наборы индикаторов для определения местных минералов, физики – термометры, барометры и радиометры . Историки изучают, конечно, краеведение и топонимику, биологи – местную флопу и фауну. Ну а как же быть филологам и математикам? Учителя литературы открывают для ребят местный фольклор и творчество писателей, а математики… да все, что нас окружает! От определения высоты дерева в нашем лагере до вычисления площади Абхазии или глубины Черного моря.

А море оказалось ласковым и совсем не черным, а синим-синим в штиль и изумрудным во время волнения. День экспедитора расписан по минутам: учебные мастерские, вечерние мероприятия, а еще репетиции, командные игры и экскурсии. Сложно найти время для купания в Экспедиции, но мы его находили – между мастерскими, сменами обеда, вместо короткого отдыха в сиесту, до подъема, после отбоя... Бежали скорее на берег, по пути скидывая одежду и ныряли в воду, удивительно прохладную в такую жару. Самые ранние были вознаграждены встречей с дельфинами, самые поздние плавали по лунной дорожке. Местные жители смотрели на нас и качали головами –не по времени купаемся, нарушаем режим пляжного отдыха. Но как было объяснить им, что режим Экспедиции намного важнее, что каждая минута, проведённая с друзьями-экспедиторами, превратится в часы воспоминаний и будет греть не хуже жаркого абхазского солнца весь год до следующей встречи. Поэтому одно из правил Экспедиции: «Не спать!», как утверждают Роман Волков и Сергей Лямин.

А сам Владимир Нодарович сказал, что главное правило Экспедиции - наслаждаться жизнью. Поэтому экспедиторы на моих фотографиях- счастливые, ведь рядом с ними друзья-единомышленники, лучшие ученики, каждый – при важном и полезном деле. Андрюша Иваныч открывает каждый новый день веселой побудкой , волонтеры во главе с Наташей Дробининой помогают обустроить образовательное пространство, корреспонденты полевого ТВ освещают бурную жизнь Экспедиции, учителя ведут свою учебную группу подальше от учебного корпуса к новым открытиям, команда футболистов готовится к товарищеской встрече с абхазскими спортсменами, Алена Маркова рисует скетчи для полевой газеты, «старички» готовят посвящение для «новичков»… Кипарисы, как стражники, охраняют наш палаточный лагерь тесным кругом от палящих лучей и непрошенных гостей. И только цикады чувствуют себя как дома и трещат без умолку свою назойливую песню, досаждая операторам, снимающим очередной сюжет для ТВ. Да новорожденные щенки, опекаемые всей экспедицией, привыкшие к гулу дискотек и крикам игроков квиза, копошатся возле своей меланхоличной мамаши.

Абхазская сторона в лице министра просвещения Ханы Гунба и ее команды, директора Гагрского лицея-интерната Лямы Варламовны, инициатора проведения Экспедиции в этом гостеприимном краю Инала Габлии постарались передать нам всю безграничную любовь к своей стране и показать красоту Абхазии. Мы побывали в недрах новоафонской пещеры, добрались до горного озера Рица, любовались народными танцами в национальном парке Апсны. Познакомились с национальной кухней, наконец-то попробовали мамалыгу в правильном сочетании с соусами и тертой фасолью. Все хозяева окрестных кафе и лавочек встречали нас как родных , они тоже прикоснулись к Экспедиции. А камни на море… с полосочками, точками, буквами О, вкраплениями «золота». Сейчас они лежат в чемоданах экспедиторов и путешествуют в самые разные города России, чтобы согревать своих счастливых обладателей абхазским теплом - теплом Экспедиции.

Все уроки в Экспедиции замечательные! Чтобы описать их, не хватило бы и целого выпуска газеты. Так получилось, что мы расскажем лишь о нескольких из них.

Ученики Экспедиции. Арсений Лябегин, школа №137, г.Красноярск:

Мастерская, которая мне запомнилась в этом году, называлась «Возбудители жизни», ее вела Фоменко Ирина Анатольевна. На этой мастерской я узнал много новой информации в сфере биологии и химии, также удалось провести несколько практических опытов. На мастерской шла речь о ферментированной пище, о том, как она получается, и почему было бы славно включить еë а свой рацион. Проводились такие химические эксперименты, которые я бы сам не провел. Мы проводили исследования многих продуктов (сырой и варëный картофель, молоко, свежее и варëное мясо, яблочный сок, и т. д. ) и с помощью химических экспериментов мы нашли в этих продуктах различные группы ферментов, например, оксидазу и пероксидазу. Далее мы проводили опыты с данными группами ферментов, проверяли напрактике, как будут вести себя ферменты в разных условиях - при изменении температуры и кислотности среды. Один из полученных выводов таков : активность ферментов не сохраняется после кипячения, так как ферменты имеют белковую природу, белок сворачивается и заканчивает своë действие при высоких температурах. Следуя из того, что ферменты имеют белковую природу, можно с уверенностью сказать, что ферментированная еда невероятно полезна.

Ученики Экспедиции. Данил Брюханов, школа №137, г.Красноярск:

Экспедиция в 2025 году была интересна своим местоположением, а именно расположением за границей - в Абхазии. Больше всего меня заинтересовал самый первый урок в экспедиции, связанный с архитектурой и географией этой страны: Карта Абхазии. Во время урока мы узнали о главных достопримечательностях Апсны и ее географии, к примеру: Гагрская Колоннада имеет 45 колонн, что символизирует победу в Великой отечественной войне в 1945 году; Новоафонский монастырь был основан в 1875 году и вскоре разрушен после русско-турецкой войны, но к 1900 году был восстановлен архитектором Николаем Никоным; Здание администрации в Сухуме раньше было поместьем табачного купца, но после гражданской войны оно было передано народу и уже после того как город был признан самым чистым городом в СССР, на главной башне здания были установлены часы, подаренные советским правительством. После рассказа учителя мы принялись зарисовывать это все на карте. Урок для меня был очень полезен, ведь я уже давно не рисовал, так что можно сказать, вспомнил это, также узнал много нового об архитектуре страны души от Сазоновой Елены Александровны.

Еще мне понравился урок Саутиной Ирины Валерьевны «Путь героя». Очень интересная мастерская, связанная с похожими образами сказок и легенд, архитипами персонажей и созданием сюжетов. Я узнал несколько новых сказок разных народов мира, которые достаточно похожи, но все же разные. С командой мы смогли создать собственную сказку с продуманной историей по всем правилам сюжетной петли, с заданием, главным сражением и вознаграждением героя:
Давным-давно, в деревне жил отец Варфоломей с сыном Глинкой. Отец занимался глиняным мастерством: создавал глиняные сосуды и учил этому ремеслу своего сына, но, к его сожалению, Глинка не хотел заниматься тем же, чем и отец, он хотел приключений. Поэтому Варфоломей слепил большой кувшин и посадил туда сына, скинув в море, надеясь на то, что он найдет свое счастье без него.
Долго плавал Глинка в кувшине по морю, пока не прибило его к скальному берегу. Кувшин от сильного удара о камни развалился, и юноша смог выбраться наружу. На берегу моря было темно, но с отвесной скалы неподалёку стали виднеться яркие звезды, будто выходящие фонтаном из-за горы. Глинка отправился туда, подойдя поближе, он увидел красивую девушку, из которой выходили эти звезды. Он никак не мог насмотреться на нее, настолько она была красивой, но ночь заканчивалась, и с первыми лучами солнца девушка пропала. Глинка влюбился в нее с первого взгляда, он решил отыскать ее. Юноша шел по тропе, когда увидел плачущего мальчика с глиняными тарелками.
- Что ты плачешь, мальчик?
- Мою сестру Жанну украл темный волшебник и заточил в зеркало. Теперь я могу с ней видеться только ночью, ведь на рассвете она исчезает.
- Я могу найти ее и спасти.
- Я укажу тебе дорогу. За мной!
И пошли они на скалы черные, туда, где прятался темный волшебник и заточенная сестра мальчика. Когда они поднялись на самый верх горы, увидели они два зеркала. Одно было черное-черное, а второе белое-белое.
- Вот в этом белом зеркале находится моя сестра, а в черном живет злой волшебник. Победить его нельзя, но можно разбить зеркало и заточить его там навсегда.
И тут Глинка вспомнил о глиняных тарелках, он принялся ваять из глины меч, способный разбить темное зеркало. Через несколько часов кропотливой работы он смог сделать меч. Взяв его, он размахнулся из-за всех сил и ударил по зеркалу, разбив его на мелкие-мелкие кусочки.
В это же время белое зеркало засветило ярким светом и из него вышла та самая прекрасная девушка.
И уже теперь втроём они спустились с горы и решили вернуться в деревню к отцу Глинки. Во время долгого пути Жанна и Глинка успели пожениться.
Вернувшись в деревню, сын помирился с отцом, а Глинка понял, что глиняное мастерство очень ему понадобилось. И жили они не тужили, появились у них дети и жили они долго и счастливо.

Танцевальный конкурс
В этой экспедиции появилось новое вечернее мероприятие - Танцевальный марафон. Его суть заключается в исполнении танцев разными учебными группами, которые они вытянули на жеребьевке. Все участники конкурса должны были без остановки танцевать на разные темы: то едет поезд, то велосипед, встаньте в круг, прыгайте и тд. Нашей группе попался танец Desposito, к выступлению мы готовились весь день, нашли подходящие костюмы и веник вместо укулеле, и этот веник смог зажечь этот вечер. Он становился то трубой от паровоза, то гитарой, то веслом, то человеком. Благодаря нашей отличной подготовке и стремлению победить мы смогли занять первое место.

Ученики Экспедиции. Виктория Белякова , Краснообская школа №1, г. Новосибирск
Мне понравился урок про пигменты Терещенко Людмилы Николаевны. Я узнала много нового про пигменты в природе. На уроке мы использовали сначала зелень, у меня это была петрушка, а потом ягоды, у меня был виноград. Делали фильтрацию, смешивали все это со спиртом, бензином. Узнала, как они работают, какие они бывают и виды пигментов. На этой мастерской мы очень сблизились с ребятами из группы

Ученики Экспедиции. Илья Пантыкин, школа №137, г.Красноярск.

Для меня самая интересная мастерская была «Легенды и были о напитках» от Денисенко Натальи Михайловны. На этой мастерской нам подробно рассказали о пользе и о вреде таких напитков, как кофе, чай, о спиртосодержащих напитках. А также дали продегустировать вкусные чаи. Нам рассказали об эффекте 30-го километра: дальнобойщики выпивают кофе, надеясь быть бодрыми, но через некоторое время наступает обратный эффект – водитель становится сонным и вялым. И может попасть в аварию. Поэтому рассчитывать на бодрящий эффект кофе не стоит.

Ученики Экспедиции. Дарья Брюханова, школа №137, г.Красноярск.

Больше всего мне понравился урок философии у Дмитрия Сергеевича Горшенева. Когда мы пришли на его урок, он сказал, что нам, наверно, будет не очень интересно, и я уже была готова скучать, но с того момента, как Дмитрий Сергеевич начал урок, скука ушла. Нам всем было очень интересно слушать его, а главное - рассуждать самим на тему иероглифов, разных языков, того, как алфавит зависит от места проживания его носителей.
Ну а самое интересное было в конце. Дмитрий Сергеевич разделил нас на 3 группы и раздал карточки с описанием территории и условий жизни. Нашей команде выпало задание: из подручных материалов построить миниатюру засушливой пустыни с постоянными ветрами, источником нефти и небольшим домиком, в котором живёт одна семья. Немного подумав, мы начали строить. За основу взяли небольшой бетонный блок примерно метр на метр, после чего рассыпали на него песок для имитации пустыни. Чтобы показать частые ветра, сделали несколько шаров перекати-поле из сена, поставили небольшой домик из того же сена и смонтировали нефтекачку из кусочков пластмассы. Мы представили то, что у нас получилось, всем остальным ученикам и разобрали, какие ценности общества преобладают в том месте, которое мы построили.