Пушкинский урок. Статья для Учительской газеты. Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
06.03.2023 18:17

IMG 1593

Вот умеют же люди давать названия своим урокам! Всегда восхищалась такой способностью учителей года. «Пушкин? Просто огонь!» - химия, «Пушкин.RU» - изобразительное искусство, «Чьих будете, Александр Сергеевич?» - география, «Гармония, управляющая Вселенной» - физика, «О чем не ведал вещий Олег?» - литература, «Экономика пушкинской строки» - экономика, «Культура 2» - обществознание, «Девять» - вообще интегрированный урок.

 

Пушкин и химия? - спросите вы. Пушкин и физика? - пожмете плечами. Пушкин и география? - поднимете брови. И непременно захотите попасть на Пушкинский урок, который организует учитель года г.Санкт-Петербурга Сергей Алексеевич Софенко в начале февраля, ежегодно в годовщину гибели великого поэта. Но, как оказалось, Пушкин не погиб! Он живет здесь, в каждом названии урока, в каждом звонке и в самом воздухе лицея 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. И даже заговорщецки подмигивает, когда я хватаю его бюст из учительской и приношу на свой урок в 9 класс.

Идея Пушкинского урока проста и гениальна одновременно: учителя разных предметов проводят открытые уроки, связанные с творчеством А.С.Пушкина, счастливые ученики лицея 533 учатся, гости пытаются связать, помните? Пушкина и химию, Пушкина и физику, Пушкина и географию.

Я попыталась связать Пушкина и изобразительное искусство. Хотя тут и связывать особенно не пришлось, все крепко-накрепко связано двести лет назад и даже документально подтверждено дневниками и рукописями поэта-художника. Почему Пушкин чаще всего рисовал на полях своих рукописей лица себя, своих друзей и недругов в профиль? А потому, что именно профиль передает острохарактерные черты человека и делает его узнаваемым. Вот и мы с девятиклассниками решили использовать технику силуэта в профиль при изображении героев пушкинских стихов. Я как учитель начальных классов, обожаю сказки Пушкина, поэтому остановилась на Сказке о рыбаке и рыбке. Кажущаяся простота и очевидность исхода ее обманчива, в этом я убедилась, пока готовилась к уроку. Например, выяснила, что в рукописях у Пушкина был описан еще один каприз старухи - она захотела быть Римскою папой, и стала-таки ею благодаря золотой рыбке и безропотному старику. Только после этого ненасытная старуха пожелала быть владычицей морскою, ну а дальше вы сами знаете…

Воротился старик к старухе….,
Перед ним вавилонская башня.
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.

Кроме того, я открыла для себя историю появления Сказки о рыбаке и рыбке на свет. Оказывается, прообразом для сказки Пушкина могла послужить сказка Братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанная на 20 лет раньше. Героиня - такая же капризная женщина, начавшая переустройство быта с нового корыта, а закончившая желанием стать Богом. Герой - безвольный муж, эксплуатирующий благодарную рыбку. Рыбка - камбала! Ну, вот и самое главное отличие, подумала я, и сразу поверила в оригинальность сказки нашего Александра Сергеевича.

А какие интересные открытия сделала я на уроках своих коллег! Например, урок совпадений под названием «Девять» вскрыл мистические совпадения в текстах «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, в каждом по три - всего девять! Девятиклассники (!) получили девять (!) подсказок, ведь урок вели трое учителей сразу: Овчинникова О.В., Патрикова Т.С., Шалимова С.В. учителя года Тульской области, между прочим, учителя физкультуры, информатики и литературы. 

Неожиданно математика связала меня с Пушкиным на уроке Юлии Капалкиной, учителем года из Карачаево-Черкесской Республики. И не просто математика, а статистические исследования чередования гласных и согласных букв в «Евгении Онегине». Это как надо Пушкина любить? Или математику? Чтобы пересчитать все буквы в двух главах романа? Это сейчас большие данные собирают всю информацию автоматически и правят за нас тексты сообщений, пусть иногда нелепо и смешно, а тогда все это делалось вручную и с чувством глубокой любви к русскому языку, вероятность появления каждой буквы которого можно просчитать!

Если вы приглашены на конференцию, которую проведет камер-юнкер Пушкин, отказаться невозможно. Вот и ученики Оксаны Родионовой, журналиста издания «Мой Профсоюз», засыпали камер-юнкера вопросами, связанными со скандальным «Посланием к вельможе». Пришлось отвечать.

Мастера бинарного урока супруги Буханистовы, Александр Александрович и Людмила Владимировна, биолог и химик, учителя года Новосибирской области, открыли тайну Медного всадника (а вы не знали, что он не из меди?) и восхитили в очередной раз своим единодушием и связью с аудиторией любого возраста.

И все-таки привлекает прежде всего название урока. Может быть, поэтому на уроке у В.Н.Головнера, учителя года Москвы, под названием «Пушкин? Просто огонь!», некуда было яблоку упасть. Хотя, что это я про яблоко, это для другого персонажа реквизит. У Владимира Нодаровича был огонь, самый настоящий, вызываемый горючим эфиром флогистоном, по теории Георга Шталя, или кислородным горением по теории Антуана Лавуазье. Огонь менял свой цвет, разгорался, затухал, как и положено на уроке химии, и дарил нам метафоры пушкинских строк, как и положено на Пушкинском уроке.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Еще больше читать о Пушкинском уроке ЗДЕСЬ.